ПРЕССА
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 25 апреля 2023 г.
Редакция cultinfo.ru : «Взгляд между строк»: спектакль «ОнегиN» по пушкинскому роману в стихах поставили в Вологодском ТЮЗе»
Жанр, определенный как сочинение на свободную тему, переносит зрителя за парту.
Классический текст в постановке подается через призму восприятия современного школьника Жени Онегина (Василий Лимонов), которому интереснее «залипать» в телефоне и слушать музыку, а не занудные речи учительницы.
И, конечно, его мало волнует, что там написано в романе «Евгений Онегин». Поначалу…
Спектакль может несколько озадачить зрителя, настроенного на классическую интерпретацию, погружение в атмосферу XIX века и строгое воспроизведение особенностей этой эпохи.
Общая ироничная интонация постановки отчасти созвучна пушкинской иронии (а ее в романе немало!), но в большей степени соответствует отношению к жизни современной молодежи.
В действо включаются нарочито современные детали, при этом авторский текст романа остается неприкосновенным.
Зачем пушкинским героям праздничные колпаки и «Валенки», почему нужен барабанщик, объясняющий текст, и каково это – шалить с «солнцем русской поэзии», рассказал cultinfo режиссер спектакля Евгений Зимин.
В спектакле главным героем становится школьник Женя Онегин. Для чего он появляется в этой истории и как взаимодействует со своим тезкой Евгением Онегиным?
Школьник становится нашим проводником в мир романа. Это своеобразное путешествие Алисы в страну чудес.
Женя погружается в предлагаемые обстоятельства и начинает жить жизнью главного персонажа романа, проигрывает ситуации, с ним происходящие, и эта игра его увлекает.
Ученик проникается симпатией к своему герою и его положению: он выше общества и его предрассудков, в него влюблена девушка. Но в какой-то момент игра приводит к необратимым последствиям.
Онегин бы и хотел что-то изменить, но становится рабом своего образа.
В финале школьник открывает для себя этот роман по-новому, понимает, что текст не устарел. Да, изменилась одежда, речь, но не сами ситуации.
Хотелось бы, чтобы этот путь вслед за Женей прошел и зритель.
На какую аудиторию рассчитан спектакль?
Мы видели своим основным адресатом прежде всего молодежь. История-то по сути молодежная. Действующие персонажи – их ровесники: Татьяне – 17 лет, Ленскому – 18 лет, Ольге – 16 лет. Онегин самый старший, он здесь выступает в роли опытного человека – ему 20 с небольшим.
Мы попытались обнажить их мотивацию, посмотреть на героев как на живых людей – вообще посмотреть на роман с другого ракурса.
Почему, собственно говоря, в названии спектакля у нас присутствует латинская буква N на конце – это некая неизвестность, загадка, неизвестный Онегин.
Что мы знаем о нем? Онегин вырос в петербургском обществе, и главное, чему его научили – это казаться.
Когда начинаешь анализировать его образ, понимаешь, что за ним ничего не стоит. Пушкин в первой главе дает исчерпывающий набор навыков: он знает язык, хорошо танцует и непринужденно кланяется.
Еще Онегин владеет «наукой страсти нежной» и может легко добиться расположения женщины. Этого достаточно, чтобы произвести впечатление.
Татьяна, придя к нему в дом, находит его книги и понимает: всё, что он говорил, это цитаты: «Уж не пародия ли он?»…
Во время работы над спектаклем многие вещи открывались по-новому. Относительно этого романа у нас присутствует некая иллюзия знания.
В Ленском, к примеру, мы привыкли видеть погибшего гения, некоторые даже проводят параллели с самим автором.
Но Пушкин даёт понять, что Ленский пишет весьма средние стихи, состоящие из набора романтических штампов, но при этом считает себя поэтом. Автор иронизирует над этим персонажем.
Почему на сцене герои романа XIX века вдруг надевают современные бумажные колпачки на балу?
Мы не стремимся в XIX век, мы раскрываем ситуацию так, как, на наш взгляд, это происходило бы сейчас.
Костюмы условны. Мы смотрели на них также глазами школьника, который знает, что в то время носили фраки и цилиндры, а покрой его мало интересует.
Мы показываем, как близкие и друзья готовят Татьяне сюрприз на именины. Они трогательно организуют для нее поздравление, поют ей каравай. Такого во времена Пушкина не было – это уже наш ассоциативный ряд.
Специально мы ничего не осовремениваем, но стараемся приблизить происходящее к зрителю. Артисты танцуют полонез, но музыка и характер движений более ритмичные, чтобы воссоздать атмосферу деревенского праздника.
Я исхожу из того, что Александр Сергеевич любил хорошую шутку, любил поёрничать и всё перевернуть с ног на голову. Мы не беремся воспроизвести роман на сцене досконально – мы играем с Пушкиным.
Шалим, но с большой любовью и пиететом, сохраняя текст. За Пушкина ничего не дописываем – упаси, боже! Мы долго работали над произношением, расставляли акценты, чтобы авторский текст прозвучал идеально.
На мой взгляд, роман «Евгений Онегин» – мистификация, литературная игра, которая читателям начала XIX века была понятна, так как они жили в той эпохе и понимали контекст.
У современного читателя в силу того, что в романе масса непонятных заимствованных слов и незнакомых фамилий возникают сложности с пониманием, тем более у школьников.
Иногда доходит до смешного: «аглицкий сплин» вызывает ассоциацию с музыкальной группой.
Поэтому мы позволяем себе делать своеобразные «сноски» по ходу спектакля и толковать определенные слова: что такое почтовые, кто такая Филлида.
Но делаем это в тех случаях, когда это важно для понимания происходящего.
Рефреном через весь спектакль проходит песня «Валенки». Тоже часть игры?
«Валенки» мы взяли как эквивалент русской народной песни.
Кроме нее, мы используем «цитаты» из знаменитой оперы Петра Чайковского «Евгений Онегин», например, берем арию Ленского и другие произведения, придавая им другой характер звучания, адаптируя под нашу историю.
Аранжировки создавались специально для спектакля Антоном Чекавинским.
В декорациях тоже скрыты цитаты?
В оформлении хотелось воздушности и прозрачности, поэтому декорации у нас мобильные.
Фигуры на сцене – своеобразные штриховые портреты, стилизованные под зарисовки самого Пушкина.
Таким образом мы как будто заглядываем между строк и попадаем внутрь романа.
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 1 февраля 2023 г.
Мария Гуляева «Премьерный спектакль «Кроткая» по Достоевскому представит Вологодский театр для детей и молодежи в феврале»
В феврале на сцене Вологодского театра для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Кроткая» по одноименному рассказу Федора Достоевского.
Поставил фантастическую историю без антракта молодой режиссер и актер ТЮЗа Василий Лимонов. Спектакль будет идти на малой сцене театра.
В нем заняты заслуженный артист РФ Игорь Рудинский, артисты Дарья Сахновская, Роман Бараксанов, Кирилл Волков и Антон Зайцев.
Произведения Достоевского – материал нелегкий для постановки.
Но именно этот «фантастический рассказ» (так «Кроткую» называет сам автор) был больше десятка раз поставлен на театральной сцене и экранизирован режиссерами разных стран.
«Кроткая» – история о муже, чья жена покончила жизнь самоубийством.
Главный герой спектакля существует как будто в двух параллельных мирах: в реальной действительности, где его жизнь оказывается полностью разрушена, и одновременно в фантастическом мире своих грез.
Василий, почему именно «Кроткая», почему Достоевский?
– Работа над данным материалом шла уже давно, с самого юбилея Достоевского (в 2021 году отмечалось 200-летие со дня рождения писателя – прим.ред.).
И сама идея спектакля рождалась очень долго, а когда она уже полностью сформировалась, решились взяться за постановку.
Почему, на ваш взгляд, эта история должна быть рассказана современному зрителю?
– Вся прелесть Достоевского в том, что он занимается исключительно человеком, его мыслями, чувствами, поступками.
И в «Кроткой», в этом коротком произведении, это очень явно выражено – ничего лишнего, только изучение человека.
А так как, я уверен, каждый человек рано или поздно сталкивается с тем, что начинает разговаривать сам с собой, эта тема будет понятна всем.
Правда, в контексте «Кроткой», как и должно быть в любом произведении искусства, это максимально обостренно.
В чем будет особенность вашей постановки?
– Особенность, прежде всего, в форме, так как у нас на сцене четыре мужчины и одна женщина, несмотря на то, что герой в «Кроткой» разговаривает сам с собой.
Достоевский определил жанр как фантастический рассказ, именно от этого мы и решили оттолкнуться.
Изначально я вообще задумывал жанр спектакля как «сказку для взрослых», но решили оставить, как у Достоевского, потому что в принципе это одно и то же.
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 4 июля 2022 г.
Ирина Сорокина «Премьерой «Денискиных рассказов» завершил творческий сезон Вологодский ТЮЗ»
В основе спектакля – рассказы Виктора Драгунского, одного из самых популярных
авторов для ребят дошкольного и младшего школьного возраста. В спектакль вошли рассказы: «Бы»,
«Тайное становится явным», «Друг детства», «Зеленчатые леопарды», «Одна капля убивает лошадь»,
«Где это видано» и другие. В один спектакль их соединил Денис Долбышев.
«Это универсальная история на все времена, – уверен Денис Долбышев. – Самое главное, что мне хотелось
показать, – становление личности. Я взял несколько рассказов, и зритель с каждой историей будет наблюдать за тем, как
меняется главный герой – мальчик Дениска, как он взрослеет, как воспринимает мир взрослых. Он понимает, что не может
ударить своего друга – плюшевого медведя, узнает, что взрослые могут обмануть, учится дружить и мечтать.
Пусть рассказы и написаны в 60-е годы прошлого столетия, они не утратили актуальности, в них каждый может
узнать себя, чему-то улыбнуться, о чем-то задуматься».
На сцене – команда молодых актеров, и каждому удалось создать яркий образ своего персонажа.
Компания ребят – Дениска, Мишка, Аленка и Маринка – постоянно в поиске приключений, они придумывают новые игры,
мечтают о том, кем станут, когда вырастут, строят ракету, рассуждают о том, какая болезнь лучше. Всё, как и у
всех детей, жутких фантазеров и выдумщиков, готовых играть сутками напролет. Из каждой истории Дениска (Антон Зайцев)
обязательно извлекает урок, и с каждым приключением его мальчишеский жизненный опыт становится шире. Его соратники
по приключениям – лучший друг Мишка (Александр Андрюшин) и девчонки «Аленка (Алена Данченко) и Маринка
(Татьяна Варенья) – готовы поддержать любую игру и идею.
«Многие читали в детстве «Денискины рассказы», с ними связаны добрые воспоминания.
Даже будучи «большим мальчиком», перечитывая эти истории, я часто улыбался и смеялся, хотя помню их с детства, –
рассказал Антон Зайцев. – Работать с материалом было легко и приятно, ведь тема детства близка каждому человеку
и вызывает волну теплой ностальгии. Мы много вспоминали свои детские истории. Например, я сам, как и мой
персонаж Дениска, пробовал «усовершенствовать» ненавистный мною суп с помощью соли, сахара и перца, пока
он не превратился в совершенно несъедобную субстанцию, разве что в окно я его выливать не стал.
И так с каждой историей – зритель будет узнавать себя».
Мир взрослых в этом спектакле очень точно создали Анастасия Латкина (мама) Кирилл Волков (папа),
Дарья Сахновская/Виктория Парфеньева (тетя Тамара) и Артем Суханов (дядя). Они порой слишком строгие и в суете
взрослых дел забывают, что когда-то так же мечтали, играли и смотрели на мир иначе. Забывать об этом точно не стоит,
утверждают создатели спектакля, именно поэтому они объединяют в «сводный» хор всех – и взрослых, и детей, чтобы
исполнить забавную детскую «Песенку про жирафа», которую зрители точно будут напевать после спектакля.
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 5 мая 2022 г.
Ирина Сорокина, Кристина Страмова «Одна невеста и несколько женихов: в вологодском ТЮЗе поставили гоголевскую «Женитьбу»
Жанр спектакля неслучайно определен как «совершенно невероятное событие» –
такая формулировка подчеркивает, что для каждого человека и 200 лет тому назад, и сегодня женитьба – шаг ответственный.
Режиссер Ирина Зубжицкая видит героев наивными и трогательными, комичными и незадачливыми одновременно,
нарочно акцентируя внимание на особенностях их характеров.
Сюжетная линия развивается стремительно: купеческая дочь Агафья Тихоновна (Екатерина Чаукина),
засидевшаяся в девках, решается выйти замуж, и по мановению руки проворной свахи Феклы Ивановны (Лариса Кочнева/
заслуженная артистка РФ Валентина Бурбо) к ней на смотрины съезжаются женихи. Разношерстная компания оказывается
в доме невесты в одно и то же время. В числе претендентов – экзекутор Яичница (Денис Долбышев/ Александр Лобанцев),
отставной пехотный офицер Анучкин (Илья Греднев/Александр Чупин), бывалый моряк Жевакин (заслуженный артист РФ Игорь Рудинский)
и надворный советник Подколесин (Виктор Харжавин). Последний из них – человек робкий, инфантильный, сомневающийся в
необходимости совершать тот или иной поступок, но все же проснувшийся однажды утром с мыслью: «нужно жениться».
Он уже продумал свадьбу в самых мелочах –от костюма до впечатления, которое должна она произвести на портного,
сапожника, но само событие постоянно откладывает из-за собственной нерешительности. Увещевает своего товарища и
подталкивает к женитьбе вездесущий Кочкарев (Антон Камендов), который уже познал все прелести семейной жизни.
В каждом из женихов невеста видит и достоинства, и изъяны. Её наивная душа в смятении – Агафье Тихоновне
симпатичен то один, то другой, а выбрать того самого единственного за пару часов – задача нелегкая, ведь еще и
сердце надо услышать. «Право, такое затруднение – выбор!», – признается Агафья сама себе, оставляя решение
о будущем супруге на волю случая.
Для невесты и женихов главное – сделать удобный выбор для самих себя. В этом и заключалась игра сватовства.
Героями движет и надежда, и выгода, и последнее отчаяние, и даже обида – именно этими чувствами, далекими от любви, они живут.
И словно в противовес происходящему на сцене развивается молчаливая, но полная искренности и романтики история двух
влюбленных молодых слуг Степана и Дуняши. А итог сватовства главных героев, которое превратилось в некое соревнование,
казалось, был предопределен с самого начала – сорванная свадьба…
«"Женитьба" – это комедия характеров, –¬ отмечает актер Андрей Камендов. – Пятеро мужчин и одна женщина –
по-моему, уже интересно. Мой герой Кочкарев – человек опытный, уже женатый – решает помочь своему товарищу поменять свою судьбу».
«Ирина Валерьевна Зубжицкая не первый раз ставит спектакли в нашем театре. Мне нравится с ней работать.
Она ищет разные подходы к актерам, говоря: «Таким я тебя уже видела, давай попробуем что-то новое».
И это всегда интересное приключение», – делится актер Виктор Харжавин.
Необычна сценография спектакля: художник Алексей Уланов создал на сцене целый город, состоящий из домов и домиков.
В каждом из них – свой герой, свой жилец. Кто-то носит свой дом-чемодан, как сваха Фекла, спрятав в нем свои уловки.
А дом Подколесина скорее похож на шалаш или кресло-качалку, где настолько удобно мечтать, что и уходить не хочется.
Но самое главное – все они такие миниатюрные, что места в них как раз для одного – а никак не для семьи.
«Женитьба» – это одновременно и смешная, и щемяще-трогательная, и даже философская история – про одиночество среди людей.
Современная музыка делает постановку очень динамичной, приближая ее к сегодняшнему дню.
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 27 декабря 2021 г.
Светлана Гришина «Счастливую историю Принцессы и Свинопаса расскажет в дни новогодних каникул Театр для детей и молодежи».
Сюжет одноименной сказки Ганса Христиана Андерсена хорошо известен, однако в инсценировке
Александра Чупина – актера ТЮЗа, выступившего в качестве режиссера – знакомая история обретает неожиданный happy end.
Праздничные дни – время чудес, и вместо строгого поучительного финала маленький зритель видит, как все герои сказки
нашли свое счастье.
Вместо заносчивой и высокомерной принцессы, не способной оценить настоящую красоту живой розы и соловья,
однако готовой целовать свинопаса ради искусственных безделушек, перед маленьким зрителем предстает юная девушка,
тоскующая по умершей матери и ждущая того, кто полюбит ее так же сильно. Король, несмотря на комичное увлечение свиньями,
заботится о счастье дочери, хотя и понимает его по-своему. Конечно, придворные порядки мешают проявлению искренних чувств,
однако любовь принца так сильна, что побеждает все условности.
«В жизни не так много радости, а печальный финал в детском новогоднем спектакле – это и вовсе неправильно, –
говорит Александр Чупин. – Поэтому на основе сказки Андерсена была придумана веселая и человечная история. Принцесса влюбилась,
и ей оказалось неважно, кто это, принц или свинопас – она полюбила человека».
«Принцесса и Свинопас» – музыкальный спектакль: главные персонажи поют, рассказывая о своих чувствах,
тревогах и мечтах. В постановке звучит музыка Григория Гладкова, Рене Обри, Иоганна Штрауса и Анджело Бадаламенти – их
произведения оказались созвучны стилистике сказочного представления. «Опираясь на то, что в ТЮЗе поющие актеры, которые
всегда поют вживую, нам хотелось сделать спектакль, похожий на комическую оперу», – рассказывает Александр Чупин.
Со сцены звучит 10 музыкальных номеров, а тексты песен написал поэт Денис Романенко.
Костюмы героев как нельзя лучше подходят к новогодней сказке – каждый из них напоминает яркую
елочную игрушку, а мобильные декорации, которые актеры сами меняют местами по ходу действия, создают впечатление веселой игры и чуда.
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 23 ноября 2021 г.
Светлана Гришина «Я прошу одного – свободы». В Театре для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Эти свободные бабочки»
…Молодой человек по имени Дональд наконец решился съехать от матери и жить самостоятельно.
В этом не было бы ничего необычного, но он – с рождения слепой. Рядом с ним снимает квартиру начинающая актриса Джил,
смелая, ироничная и жизнерадостная. С первых минут знакомства становится заметен их интерес друг к другу, однако в
этой истории есть и другое действующее лицо. Мать Дональда незримо присутствует в спектакле с самого начала: все
события начинаются с ее разговора по телефону с сыном. Их конфликт обостряется, когда мать – как бы случайно –
оказывается рядом именно в тот момент, когда у него начинают налаживаться отношения с девушкой.
Драматизм этой ситуации понятен каждому – и тем, кто смотрит на нее с позиции «ребенка», и тем,
кому здесь ближе роль «родителя». В спектакле всего четыре действующих лица, и небольшой актерский ансамбль
прекрасно передает почти осязаемое напряжение в отношениях между ними. Обретение собственного дома позволяет
Дональду (актер Василий Лимонов) найти опору в самом себе, не надеясь на помощь матери. Миссис Бейкер
(заслуженная артистка России Валентина Бурбо) упорно не хочет замечать, что сын ее вырос, и наперекор всему
старается остаться для него незаменимой. Конечно, она с порога видит, что странная девица, живущая по соседству,
совершенно не подходит ее мальчику, но Джил (Анна Тереньтева) не собирается сдаваться без боя. Вдвоем с Дональдом
им почти удается отстоять «суверенитет», однако тут на сцену выходит режиссер Остин (Артём Суханов), и сложившийся
любовный треугольник становится новым испытанием для всех.
Интересно, что в репертуаре Театра для детей и молодежи почти одновременно появились два спектакля,
посвященные взаимоотношениям детей и родителей. В середине октября состоялась премьера комедии «Страсти Бальзаминова»:
по словам режиссера Евгения Зимина, ее главный герой, чьей жизнью управляют мать и сваха, – воплощение инфантилизма.
В мелодраме «Эти свободные бабочки» тоже рассматриваются взаимоотношения матери и взрослого сына. Случайно ли это?
«Честно говоря, я об этом не думал, когда ставил спектакль, – признается режиссер-постановщик,
народный артист России Борис Гранатов. – Вообще тут несколько тем: тема любви, тема становления личности,
тема преодоления «ограниченных возможностей». Несмотря на слепоту, герой решил проверить себя, понять, может
ли он жить без помощи матери. Ему 22 года, а она к нему относится как к малому ребенку, и дело тут не только
в его инвалидности. Излишняя опека, надоедливое вмешательство в личное пространство – это плохо».
Главные действующие лица осознают эту мысль каждый по-своему. Герой Василия Лимонова в
минуту отчаяния готов отказаться от притязаний на самостоятельность – его короткий монолог своим неожиданным
спокойствием выдает бурю эмоций, которые кипят в этот момент в его душе. Неожиданна и реакция матери,
которая впервые осознает, что только отпустив сына, она может помочь ему. Слепой, он оказывается зорче
зрячих, и это помогает ему понять и мать, и любимую девушку.
Каково это – играть слепого человека? Кстати, такой опыт есть у Анны Терентьевой, играющей Джил:
в спектакле «Сотворившая чудо» она исполняет роль Элен Келлер – слепоглухонемой девочки, преодолевшей свой
недуг и ставшей известной писательницей. Интересно, что героине «Этих свободных бабочек» известен этот факт –
она рассказывает о нем Дональду. Василий Лимонов играет незрячего убедительно – естественно, без всякой
нарочитости, не делая специального акцента на слепоте. «Василий – очень чуткий молодой артист, – отмечает
Борис Гранатов. – Я, будучи педагогом-дефектологом по первому образованию, подсказывал ему какие-то вещи –
например, как слепой ориентируется в пространстве, какой при этом может быть постановка головы.
Всё остальное – его актерская интуиция».
«Имея опыт общения со слепыми, Борис Александрович подсказал мне несколько приемов,
которые помогли создать образ незрячего, – говорит Василий Лимонов. – А дальше мое актерское внимание было
больше направленно не на внешние проявления, а на внутреннее состояние героя, для которого самое важное в
жизни не слепота, а любовь, дружба и внутренняя свобода».
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 27 сентября 2021 г.
Светлана Гришина «Плыть, плыть, плыть!.. В ТЮЗе прошла премьера спектакля-концерта «Корабль моей жизни...» по стихам Николая Рубцова
Новую постановку представили публике в дни XXIV фестиваля поэзии и музыки «Рубцовская осень» –
в этом году он был посвящен 85-летию со дня рождения поэта. На сцене вологодского Театра для детей и молодежи музыкальные спектакли
не редкость, более того, многие из них становятся хитами репертуара. Новизна премьеры – в камерном формате спектакля-концерта,
который идет на малой сцене театра.
Автор литературно-музыкальной композиции, положенной в основу сценария, и режиссер спектакля – актер ТЮЗа
Денис Долбышев, которого вдохновила тема моря в жизни и творчестве Николая Рубцова: «Поэт вырос на Вологодской земле,
но не случайно так стремился на море, не случайно служил на флоте. Мне стало интересно разобраться, откуда в нем эта
любовь к морской широте? Ведь это какое-то особое чувство».
Морская стихия с детства волновала воображение Рубцова, с морем были связаны его мечты и планы. Поступить в
мореходное училище юному Николаю не удалось, но зато его призвали служить на Северный флот. Именно во время службы на флоте
формировался поэтический дар Рубцова, здесь впервые были опубликованы в газете его стихи, а первый поэтический сборник
назывался «Волны и скалы».
Этот смысловой стержень определил выбор стихов, фрагментов биографии поэта и воспоминаний, которые
звучат со сцены и показывают Рубцова, хорошо знакомого читателям-вологжанам, с нового, необычного ракурса.
В спектакле заняты заслуженные артисты России Игорь Рудинский и Елена Авдеенко, актеры Иван Белков, Татьяна Варенья и
сам Денис Долбышев. Никто из артистов не «играет Рубцова» – его образ понемногу «проступает» из поэтических строк и мелодий.
Спектакль «сочинялся» коллективно: все участники постановки погрузились в тему, и сценарий стал основой для
общего творчества. Стихи для чтения и пения выбраны не самые хрестоматийные – за исключением, может быть, «В горнице».
Это помогает взглянуть на творчество Рубцова свежим взглядом, не повторяя наскучивших клише и не скатываясь в юбилейную патетику. Некоторые
тексты стали основой коротких сценических зарисовок, когда актеры, следуя за развитием лирического сюжета, находят
возможность представить его «в лицах». Так, живой и непосредственный образ создается в эпизоде «про Кольку Белякова
и Колькин музыкальный инструмент», а в ироничном стихотворении про «метель-метелицу» неожиданно обнаруживается
драматический конфликт.
Для режиссера и артистов было важно, чтобы в спектакле звучала только живая музыка – от какой-либо
«подзвучки» принципиально отказались: «Нам важно было создать впечатление «квартирности», – говорит Денис Долбышев. –
Когда мы работали над спектаклем, нас вела мысль о том, что Рубцов – как одинокий маяк, и камерное звучание должно
подчеркнуть эту «одинокость». Наверное, ничего нового для тех, кто хорошо знает стихи Рубцова, мы не откроем,
но думаем, что публике будет интересен наш взгляд на поэта и его творчество.
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 10 июня 2021 г.
Светлана Гришина «Проминаж» в девяти картинах: в Вологодском ТЮЗе начались репетиции спектакля «Страсти Бальзаминова»
Спектакль, к репетициям которого в театре приступили 1 июня, ставит режиссер из Санкт-Петербурга
Евгений Зимин, уже известный вологодскому зрителю по спектаклю «Двенадцать стульев». В основе постановки – три пьесы
Александра Островского, написанные с 1857 по 1861 год и объединенные общим героем: «Праздничный сон до обеда»,
«Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова». Наивный мечтательный Мишенька Бальзаминов
грезит о богатой невесте, но он совершенно не приспособлен к реальной жизни, и его судьбу в итоге решают маменька и сваха.
Чем будет интересен Островский и его герой современному молодому зрителю? Об этом размышляет режиссер-постановщик
Евгений Зимин: «Для меня Бальзаминов – это такой символ инфантилизма. Количество женских и мужских персонажей в этой истории несравнимо.
Это мир населен женщинами – умными, расчетливыми, деятельными. А мужчины здесь – либо прохиндеи, либо инфантильные.
Почему мы взялись за эту историю? Для меня это – картинка сегодняшнего дня. Современные молодые люди зачастую очень
несамостоятельны. Чья тут вина – это надо разбираться. Бальзаминов ведь тоже не родился таким – он таким стал, и мы
пытаемся разгадать, в чем причина его несамостоятельности. Почему, даже когда он пытается совершить самостоятельные
поступки, они всё равно обречены?»
Бальзаминова в спектакле в разных составах сыграют Андрей Камендов и Антон Зайцев. По мнению режиссера,
хорошо знающего труппу театра, актеры могут успешно реализовать эту историю. «Они немного разные – и по возрасту,
и по типажу, но мне кажется, это их тема», – говорит Евгений Зимин.
Жанр спектакля определен как «проминаж» в девяти картинах – своеобразная «прогулка» по хитросплетениям
чувств, интересов и интриг. Как говорит режиссер, несмотря на нерадостный финал, это будет комедия. Женившись на богатой
купчихе Белотеловой, Бальзаминов вроде бы воплотил свою мечту, но на самом деле это компромисс с собой. Он мирится с тем,
что она недалекая и непривлекательная, потому что она богата. И приоритетом для него на протяжении всей истории является
совсем не чувства, а желание «хорошо жить».
Над декорациями работает петербургский художник Елисей Шепелев. Создатели спектакля не собираются погружать
зрителей в купеческий быт середины XIX века, но осовременивать историю тоже не хотят. «Мы решили придумать свой мир,
в котором живут персонажи «Страстей Бальзаминова», – объясняет режиссер. – Там всё время упоминается Москва, но у
современного зрителя она ассоциируется скорее с бешеными ритмами столицы, а никак не с размеренными беседами и чаепитиями.
По сути, духу пьес Островского больше соответствует как раз Вологда. Резной палисад, кружева – в этом есть какая-то
размеренная правда. Конечно, оформление сцены будет достаточно условным, но материал ритмически совпадает с Вологдой,
мелодия города заложена в этом тексте».
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 16 июня 2021 г.
Светлана Гришина «Спектакль-концерт о Николае Рубцове репетируют в Театре для детей и молодежи»
Очередная премьера планируется на сентябрь этого года: 5 июня в театре начались
репетиции спектакля-концерта «Корабль моей жизни...», посвященного поэту Николаю Рубцову. Автор литературно-музыкальной
композиции и режиссер будущего спектакля – актер ТЮЗа Денис Долбышев, руководитель постановки –
народный артист России Борис Гранатов.
В основе спектакля – морская тематика в жизни и творчестве поэта. «Тема моря в жизни Рубцова меня
особенно заинтересовала, – объясняет Денис Долбышев. – Ведь он вырос на Вологодской земле – откуда в нем эта любовь
к морской широте? Это же какое-то особое чувство. Не случайно он так стремился на море, не случайно служил на флоте.
Мне стало интересно разобраться, откуда это в нем».
Сценарий построен на стихах Рубцова и воспоминаниях о нем. В спектакле будет звучать живая музыка:
артисты исполнят песни на стихи поэта, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. «Играть Рубцова или кого-то
из его окружения мы не будем, – говорит режиссер. – По замыслу, мы рассказываем, рассуждаем, размышляем о его
судьбе и творчестве. Это будет такой взгляд читателя». В спектакле-концерте заняты заслуженные артисты России
Игорь Рудинский и Елена Авдеенко, актеры Иван Белков, Татьяна Варенья и Денис Долбышев.
В январе этого года исполнилось 85 лет со дня рождения Николая Рубцова, и имя поэта часто
звучит на самых разных культурных площадках. «Передо мной не стояла задача обнаружить какие-то новые факты
или воспоминания. При работе с поэзией важно, чтобы в тебе это отзывалось, – подчеркивает Денис Долбышев. –
Читая его биографию, понимаешь, что этот человек очень одинок. Как сказал на первой репетиции Игорь Рудинский:
Рубцов – он как маяк на берегу. Тема моря у Рубцова в нас откликнулась, и мне кажется, что это самое главное».
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), январь 2021 г.
Светлана Гришина, Елена Легчанова «45х75: Вологодский театр для детей и молодежи отметил двойной
юбилей премьерой спектакля «Ностальгия по-настоящему»
Премьерный спектакль «Ностальгия по настоящему» – новый режиссерский дебют Натальи Петровой-Рудой,
много лет работающей хореографом-постановщиком: Наталья Леонидовна уже поставила на сцене ТЮЗа детский спектакль
«Зайка-зазнайка», а нынешняя премьера – для нее первый опыт постановки «взрослого» спектакля.
В спектакле театра «Старые песни о нас» Наталья Петрова-Рудая работала вместе с режиссером Ириной Зубжицкой.
Эта музыкальная постановка уже почти четыре года с успехом идет на сцене ТЮЗа: здесь иносказательно рассказывается история
становления любимого вологжанами театра, а главным действующим лицом наравне с героями является музыка 70-х и 80-х.
Хиты советской эстрады не просто навевают воспоминания о молодости – для многих молодых зрителей, которые тоже любят
спектакль, это просто любимые мелодии.
«Я бы не назвала премьерный спектакль продолжением «Старых песен о нас», – говорит Наталья Петрова-Рудая. –
В «Ностальгии по настоящему…» c ним многое перекликается, но персонажи здесь совершенно другие, и сама история другая».
Сценарий написали актеры театра Василий Лимонов и Игорь Рудинский. «Стержнем» музыкального сюжета стало путешествие на поезде:
совершенно разные люди встречаются в одном вагоне, у каждого из них свои воспоминания и мечты, которые так или иначе
находят отклик у всех остальных, как это часто бывает среди попутчиков. «Наша жизнь удивительно похожа на путешествие
на поезде, – размышляет режиссер. – В какой-то момент мы начинаем понимать, что на некоторые станции мы больше никогда
не вернемся, а то, что раньше казалось черной полосой в жизни, сегодня оказывается самым ярким воспоминанием...».
В спектакле звучат хиты 80-х и 90-х – у тех, кому сейчас за 40, с этими мелодиями многое связано.
«Ласковый май», ламбада, внезапно ворвавшиеся в эфир зарубежные шлягеры, группа ДДТ и рождение русского рока –
музыкальная палитра этого периода необычайно разнообразна, и создатели спектакля старались отразить это многообразие.
Режиссер-постановщик вместе с заведующей музыкальной частью Ларисой Васильевой составили плей-лист, учитывая,
кто будет исполнять ту или иную песню, а потом авторы сценария придумали историю для каждого из актеров.
«Слыша знакомую музыку, зритель будет смотреть не только ту историю, которую мы ему предлагаем,
но и находить ассоциации с собственной жизнью, – отмечает Наталья Петрова-Рудая. – Для кого-то 90-е – это рэкет,
очереди и нехватка денег, а для кого-то – любовь, студенчество, начало работы. И нам очень хочется, чтобы каждый
зритель увидел в этом спектакле свою собственную историю».
Премьера спектакля «Ностальгия по настоящему» плавно перешла в праздничный вечер, посвященный двойному
юбилею театра и его худрука. Поздравить ТЮЗ и Бориса Гранатова пришли представители власти, бизнеса,
коллеги из других театров.
Сам виновник торжества – режиссер Борис Гранатов – на праздничном вечере тоже выступил в неожиданном
для зрителей амплуа: исполнил композицию Александра Розенбаума «Вальс-бостон», которой подпевал весь зал, и
таким образом подтвердил статус ТЮЗа как «самого поющего вологодского театра».
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), январь 2021 г.
Интервью художественного руководителя Вологодского театра для детей и молодёжи народного артиста РФ Бориса Гранатова.
О новой постановке, репетиции которой начались в театре после новогодних каникул,
рассказал cultinfo художественный руководитель Вологодского ТЮЗа народный артист России Борис Гранатов. Речь также зашла
и о других планах театра, о том, как он преодолевает трудности, связанные с пандемией, и в какой творческой
форме встречает очередной юбилей.
Борис Александрович, спектакль «Старые песни о нас», поставленный в 2017 году, – один из
самых любимых у зрителей. Именно поэтому театр решил снова обратиться к такому материалу?
В первом спектакле рассказывалась – условно, конечно, – история создания нашего театра.
ТЮЗ появился в Вологде в 1976 году, и на сцене звучат песни 70-х – 80-х. В этом году у театра юбилей, и мы решили
поставить новый подобный спектакль. Но музыка в нем будет другая – песни и мелодии конца 80-х и самого начала 90-х.
Время «перестройки».
Режиссером-постановщиком спектакля 2017 года была Ирина Зубжицкая – главный режиссер Ивановского
драматического театра, с которой мы давно сотрудничаем. Я начинал переговоры о постановке с ней, но у нее сейчас
нет времени: накопилось много работы в своем театре. Над тем спектаклем вместе с ней работала Наталья Петрова-Рудая,
наш хореограф и режиссер: она поставила у нас сказку «Зайка-зазнайка» и начала репетировать спектакль
«Тот самый Мюнхгаузен». Поэтому спектакль-концерт я предложил сделать ей.
Сценарий новых «Старых песен» написали актеры театра Василий Лимонов и Игорь Рудинский,
оформят постановку художники Виктор Пушкин и Ольга Резниченко, а заведующая музыкальной частью Лариса Васильева
уже вызывает актеров на вокальные репетиции.
Сюжет раскрывать не хочется – должен же быть какой-то сюрприз для зрителя! Скажу только, что у
нас в спектакле едет поезд – из прошлого в наши дни, «оттуда – сюда». Это будет музыкальный портрет времени, сквозь
которое двигался и развивался наш театр. Как и в первом спектакле. Но если там была обыграна ситуация «Ревизора»
(когда выпускников театрального вуза в Доме культуры ошибочно приняли за комиссию проверяющих), то здесь – полностью
самостоятельная история. Это время перестройки, и в спектакле есть разные его приметы: и «вареные» джинсы,
и новоявленные торгаши, и «Ласковый май», и ламбада…
Чем, на ваш взгляд, объясняется сегодняшняя любовь к старой эстраде?
Люди соскучились по хорошим мелодиям, хорошим текстам, хорошим песням. Мне кажется, мода на
рэп пройдет, и вряд ли через 20 лет его будут слушать с такой же ностальгией. А мелодии хороших композиторов
остаются в памяти навсегда. Причем они и молодежи нравятся. Мы же смотрим, кто приходит к нам на спектакль «Старые песни о нас»:
очень много тех, кому 40 и больше, но много и молодых – слушают, аплодируют и радуются. Для них это не
воспоминания о прекрасной юности, а просто хорошая музыка.
Нашему театру исполняется 45 лет, и многие из нас хорошо помнят 80-е годы. Я пришел сюда
работать в 1985-м, и у меня не осталось ощущения, что это было какое-то темное время, как сейчас принято
вспоминать «перестройку» и «лихие 90-е»… Жили и весело, и радостно. Даже в конце 90-х, когда случился дефолт,
и зарплаты не было вообще, мы выпускали хорошие спектакли. Я вспоминаю то время с удовольствием.
Вернемся к предстоящему юбилею: в каком творческом состоянии театр подходит к своему 45-летию?
В прекрасном! Последние несколько лет я редко провожу сборы труппы. Раньше они проходили
регулярно: приходилось обсуждать и дисциплину, и профессиональное отношение к работе. Сейчас, когда мы
собираемся, то говорим о наших творческих планах, и мне уже не приходится заставлять артистов заниматься
вокалом, танцем и сценическим движением. Артисты прекрасно понимают, что если они не будут заниматься,
они не споют и не станцуют. А музыкальных спектаклей у нас в репертуаре много. Первый мюзикл «Тринадцатая звезда»
мы поставили еще в 1996 году, потом были и «Человек из Ламанчи», и «Гусарская баллада», и другие.
«Алые паруса» идут на сцене уже 8 лет, «Старые песни о нас» – 3 года, и всегда с аншлагом.
Залог успеха таких спектаклей в том, что все артисты находятся в хорошей творческой форме,
все хотят работать. Конечно, это касается не только мюзиклов, но и других спектаклей, и самостоятельных
внеплановых работ актеров, лучшие из которых включаются в репертуар.
На злобу дня: ко многим ограничениям в связи с пандемией мы уже почти привыкли,
но театру наверняка трудно примириться с ситуацией, когда зал можно заполнить лишь на четверть...
Мы все очень устали от отмен спектаклей. У нас всё было отменено в апреле и мае, понемногу
работать со зрителем мы начали только осенью. Спектакль «Тот самый Мюнхгаузен», которым должен был открываться
сезон 2020–2021 годов, мы репетировали на сцене всего два дня – 27 и 28 марта, а потом пришлось делать
это дистанционно. Из-за нехватки денег в связи с пандемией мы не успели сделать к нему декорации,
и теперь его премьера перенесена на май этого года.
Очень ждем разрешения заполнять зал больше, чем на 25%. Понимаю, что без ограничительных
мер нельзя, хотя ведь в транспорте и супермаркетах плотность людей больше, чем в театре...
Из-за того, что мы несколько месяцев не работали, катастрофически не хватает времени
на репетиции новых спектаклей: мы давно не репетировали и не показывали многие спектакли текущего репертуара.
Например, сейчас на февраль поставлен «Каменный властелин», который не шел с октября, и чтобы
репетировать его, нам придется отменять репетиции «Старых песен – 2». Конечно, в сложившейся ситуации
артисты стараются беречь себя, соблюдают все меры предосторожности: у нас небольшая труппа, и если
заболел кто-то, занятый даже в небольшой роли, например, в «Алых парусах», то спектакль уже не сыграть.
С какими еще проблемами театр столкнулся в «эпоху коронавируса» и как он их решает?
Нам сократили бюджетное финансирование – пострадали и оплата коммунальных услуг, и новые
постановки, и зарплата. А разрешенные 25% заполняемости зала не дают возможности заработать.
Но мы репетируем, делаем декорации – одним словом, выкручиваемся, хотя приходится нелегко. По плану театр
должен ставить 5 спектаклей в год, один из них финансируется из федерального бюджета по программе
поддержки театров для детей и молодежи. На каждый спектакль нужно как минимум полтора месяца
репетиционного времени, и любые обстоятельства, тормозящие процесс, ставят под угрозу своевременный
выпуск премьеры.
Огорчают и другие моменты, не связанные с коронавирусом. Сейчас мы отчитываемся цифрами:
столько-то премьер, столько-то показов, столько-то зрителей, столько-то доходов. Но нельзя оценивать работу
театра только цифрами. Пять лет назад департаментом культуры и туризма был профинансирован очень хороший
проект – фестиваль «Итоги»: театральные критики из Москвы и Санкт-Петербурга отсматривали спектакли
вологодских театров, а потом были обсуждения. Такой профессиональный взгляд со стороны необходим театру,
чтобы творчески развиваться. Еще раньше у нас регулярно бывала Татьяна Шах-Азизова, московский театральный
критик: она хорошо знала репертуар театра и могла судить о его развитии, а для нас было очень полезно
выслушать и критические замечания, и положительные моменты. Сейчас такие проекты, к сожалению, не финансируются.
Фестиваль премьер «ВОТ» по итогам предыдущего сезона прошел в 2019 году по инициативе Вологодского
отделения СТД, но как традиция это не закрепилось.
Что еще в ближайших планах театра?
Премьера спектакля «Старые песни о нас – 2» должна состояться 16 апреля, «Тот самый Мюнхгаузен» –
в конце мая. Этим летом планируется проведение фестиваля «Голоса истории» – там мы будем показывать
«Варшавский набат», историю о последних днях жизни Януша Корчака. Мы готовили его к фестивалю еще в
прошлом году, но из-за пандемии фестиваль не состоялся. Я думаю, что мы покажем его под открытым небом
в Консисторском дворе Вологодского кремля. В июне режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин, который
поставил у нас «Двенадцать стульев», начнет репетировать спектакль по пьесе Александра Николаевича
Островского, скорее всего, «Женитьбу Бальзаминова». Я в это же время буду ставить современную
молодежную пьесу (название пока не скажу – идут переговоры с автором), обе эти премьеры
планируем на осень.
Наш театр приглашен на три фестиваля. В мае или в июне в Санкт-Петербурге
пройдет фестиваль спектаклей для детей «Арлекин», на котором мы несколько раз бывали. Туда приглашен
спектакль «Настоящее неопределенное время». В сентябре в Барнауле ждут наш спектакль «Способный ученик»,
а в Ярославль на «Розов-Фест», фестиваль в честь драматурга Виктора Розова, пригласили спектакль
«Как Зоя гусей кормила». Но мало быть приглашенным на фестиваль – надо еще найти средства,
чтобы туда поехать. Если в прежние годы организаторы фестиваля оплачивали проживание, то сейчас всё за
счет театров-участников. Зарабатываем мы сейчас минимум, и эти деньги уходят на декорации,
костюмы и другие необходимые платежи. Поэтому ищем спонсоров!
WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 19 октября 2020 г.
Светлана Гришина «Место действия – наша совесть»: на сцене Театра для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Варшавский набат».
Спектакль по одноименной повести Вадима Коростылёва посвящен последним дням жизни Януша Корчака, знаменитого педагога,
врача и общественного деятеля. Премьера изначально была запланирована на апрель – этой постановкой театр предполагал отметить
75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но, по известным причинам перенесенная на осень, премьера нисколько не потеряла
в своей актуальности: ведь, как говорится в прологе к пьесе, время ее действия – Вторая мировая война, а место действия – наша совесть.
«Это история о стойкости, верности долгу, истинной любви и противодействии человека античеловеческим обстоятельствам», – говорит режиссер
спектакля народный артист России Борис Гранатов. Януш Корчак вошел в историю, став олицетворением самопожертвования, как учитель,
пошедший на смерть ради того, чтобы до последней минуты оставаться вместе со своими воспитанниками, спасти которых он не мог.
Свой след в педагогике он оставил как создатель собственной системы воспитания, основанной на уважении к личности ребенка и его
праве прожить собственную жизнь. Воплощением этой системы стала его книга «Как любить ребенка». Ее название словно провоцирует
возмутиться: зачем объяснять, как любить – лучше расскажите, как сделать послушным, здоровым, успешным, счастливым и пр.
Но Корчак считал, что счастливый и гармоничный человек начинается именно с любви и уважения к маленькому ребенку.
Эти принципы не были плодом умозрительной теории: жизненный опыт Корчака был достаточно суров и не оставлял места для иллюзий.
Родившись в еврейской семье в Варшаве, он с детства чувствовал напряженное отношение к людям своей национальности.
Когда Хенрику Гольдшмидту (таково было его настоящее имя) исполнилось 11, у его отца проявилась душевная болезнь. Полагают,
что это повлияло на решение Корчака не создавать семью и не иметь детей – он боялся, что недуг может оказаться наследственным.
Уже в юности он проявил свой учительский и писательский талант: чтобы заработать, занимался репетиторством и пробовал себя в
литературе (в те поры и родился псевдоним Януш Корчак). Однако в качестве профессии он выбрал медицину и имел огромный врачебный
опыт: как военный врач прошел три войны – Русско-японскую, Первую мировую и советско-польскую, а в мирное время вел обширную
практику. В 1912 году он создает в Варшаве еврейский Дом сирот, воспитанниками которого становятся вчерашние беспризорники.
Корчак становится широко известен как писатель и педагог, издает книги, ведет передачу на радио, делится с коллегами своим
опытом и изучает чужой.
Начало Второй мировой войны и оккупация Польши ставят еврейское население страны на грань жизни и смерти. Бывшие ученики, а потом
участники Сопротивления не раз предлагают Корчаку уехать из страны и спастись из Варшавского гетто, но он всякий раз отвергает
эти предложения, до последнего пытаясь спасти своих подопечных. Когда же надежды на то, что детям удастся избежать страшной участи,
не осталось, Корчак и его соратники – коллеги по Дому сирот разделили их судьбу: все они погибли в газовой камере
концлагеря Треблинка 6 августа 1942 года.
Спектакль «Варшавский набат», главным действующим лицом которого является учитель, адресован зрителям от 14 лет. Чем эта история ценна
для подростков? По мнению Бориса Гранатова, тем, что говорит о порядочности, соучастии, способности принимать чужое горе как
свое собственное. Наверное, образ воспитателя, наставника не случайно вдохновил режиссера на создание этого спектакля: по первому
образованию Борис Александрович – педагог. В 1969 году он закончил дефектологический факультет Киевского педагогического института,
получив специальность сурдопедагога и дефектолога, после учебы работал в школе для глухих и слабослышащих детей в Киеве.
В спектакле роль Януша Корчака играет Андрей Камендов: в его исполнении это интеллигент до мозга костей, человек порой чудаковатый,
но имеющий крепкий внутренний стержень. Его убежденность в торжестве идей гуманизма не может поколебать ни война, ни ежедневная
угроза гибели, ни прямое противостояние фашистам – безнадежное, но несгибаемое. На противоположном «полюсе» стоит оберштурмбанфюрер
СС, которого играет Александр Лобанцев. Только задушив в себе голос совести, заставив себя видеть в еврейских детях не людей,
а «человекоединицы», Конрад Вольф может исполнять и отдавать бесчеловечные приказы. Чудовищность таких представлений о мире подчеркивают
образы подростков Млодека и Млады, созданные Василием Лимоновым и Викторией Чудовой: дети в любых обстоятельствах остаются детьми –
познавая мир, они нуждаются в защите, заботе и любви. Учитель до последнего пытается оградить их от ужаса, предлагая увидеть в страшном
смешное, и на сцене появляются клоуны, словно служащие воплощением добра и зла.
Самым драматичным моментом действия становится последний разговор Корчака и Вольфа: эсэсовец подает учителю пропуск из концлагеря,
а тот рвет его, отрезая себе путь к спасению. История о том, что некий немецкий офицер узнал в сопровождающем сирот человеке известного
писателя и предложил ему свободу, широко известна. В спектакле же момент нравственного выбора заострен до предела: Корчака пытаются
заставить «служить» нацистам, поставив свой авторитет врача и учителя на службу массовому убийству. Всё напряженное действие спектакля
убеждает зрителя в том, что этот человек не мог выбрать для себя другого пути. «Это антифашистский спектакль, рассказ о тихом подвиге,
о великой душе человека», – подчеркивает Борис Гранатов.
страница
2020-2021
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2003-2006
1998-2001
1991-1995
|