партнеры
ПРЕССА

WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 10 июня 2021 г.

Светлана Гришина «Проминаж» в девяти картинах: в Вологодском ТЮЗе начались репетиции спектакля «Страсти Бальзаминова»

   Спектакль, к репетициям которого в театре приступили 1 июня, ставит режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин, уже известный вологодскому зрителю по спектаклю «Двенадцать стульев». В основе постановки – три пьесы Александра Островского, написанные с 1857 по 1861 год и объединенные общим героем: «Праздничный сон до обеда», «Свои собаки грызутся, чужая не приставай!» и «Женитьба Бальзаминова». Наивный мечтательный Мишенька Бальзаминов грезит о богатой невесте, но он совершенно не приспособлен к реальной жизни, и его судьбу в итоге решают маменька и сваха.
   Чем будет интересен Островский и его герой современному молодому зрителю? Об этом размышляет режиссер-постановщик Евгений Зимин: «Для меня Бальзаминов – это такой символ инфантилизма. Количество женских и мужских персонажей в этой истории несравнимо. Это мир населен женщинами – умными, расчетливыми, деятельными. А мужчины здесь – либо прохиндеи, либо инфантильные. Почему мы взялись за эту историю? Для меня это – картинка сегодняшнего дня. Современные молодые люди зачастую очень несамостоятельны. Чья тут вина – это надо разбираться. Бальзаминов ведь тоже не родился таким – он таким стал, и мы пытаемся разгадать, в чем причина его несамостоятельности. Почему, даже когда он пытается совершить самостоятельные поступки, они всё равно обречены?»
   Бальзаминова в спектакле в разных составах сыграют Андрей Камендов и Антон Зайцев. По мнению режиссера, хорошо знающего труппу театра, актеры могут успешно реализовать эту историю. «Они немного разные – и по возрасту, и по типажу, но мне кажется, это их тема», – говорит Евгений Зимин.
   Жанр спектакля определен как «проминаж» в девяти картинах – своеобразная «прогулка» по хитросплетениям чувств, интересов и интриг. Как говорит режиссер, несмотря на нерадостный финал, это будет комедия. Женившись на богатой купчихе Белотеловой, Бальзаминов вроде бы воплотил свою мечту, но на самом деле это компромисс с собой. Он мирится с тем, что она недалекая и непривлекательная, потому что она богата. И приоритетом для него на протяжении всей истории является совсем не чувства, а желание «хорошо жить».
   Над декорациями работает петербургский художник Елисей Шепелев. Создатели спектакля не собираются погружать зрителей в купеческий быт середины XIX века, но осовременивать историю тоже не хотят. «Мы решили придумать свой мир, в котором живут персонажи «Страстей Бальзаминова», – объясняет режиссер. – Там всё время упоминается Москва, но у современного зрителя она ассоциируется скорее с бешеными ритмами столицы, а никак не с размеренными беседами и чаепитиями. По сути, духу пьес Островского больше соответствует как раз Вологда. Резной палисад, кружева – в этом есть какая-то размеренная правда. Конечно, оформление сцены будет достаточно условным, но материал ритмически совпадает с Вологдой, мелодия города заложена в этом тексте».


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), 16 июня 2021 г.

Светлана Гришина «Спектакль-концерт о Николае Рубцове репетируют в Театре для детей и молодежи»

   Очередная премьера планируется на сентябрь этого года: 5 июня в театре начались репетиции спектакля-концерта «Корабль моей жизни...», посвященного поэту Николаю Рубцову. Автор литературно-музыкальной композиции и режиссер будущего спектакля – актер ТЮЗа Денис Долбышев, руководитель постановки – народный артист России Борис Гранатов.
   В основе спектакля – морская тематика в жизни и творчестве поэта. «Тема моря в жизни Рубцова меня особенно заинтересовала, – объясняет Денис Долбышев. – Ведь он вырос на Вологодской земле – откуда в нем эта любовь к морской широте? Это же какое-то особое чувство. Не случайно он так стремился на море, не случайно служил на флоте. Мне стало интересно разобраться, откуда это в нем».
   Сценарий построен на стихах Рубцова и воспоминаниях о нем. В спектакле будет звучать живая музыка: артисты исполнят песни на стихи поэта, аккомпанируя себе на музыкальных инструментах. «Играть Рубцова или кого-то из его окружения мы не будем, – говорит режиссер. – По замыслу, мы рассказываем, рассуждаем, размышляем о его судьбе и творчестве. Это будет такой взгляд читателя». В спектакле-концерте заняты заслуженные артисты России Игорь Рудинский и Елена Авдеенко, актеры Иван Белков, Татьяна Варенья и Денис Долбышев.
   В январе этого года исполнилось 85 лет со дня рождения Николая Рубцова, и имя поэта часто звучит на самых разных культурных площадках. «Передо мной не стояла задача обнаружить какие-то новые факты или воспоминания. При работе с поэзией важно, чтобы в тебе это отзывалось, – подчеркивает Денис Долбышев. – Читая его биографию, понимаешь, что этот человек очень одинок. Как сказал на первой репетиции Игорь Рудинский: Рубцов – он как маяк на берегу. Тема моря у Рубцова в нас откликнулась, и мне кажется, что это самое главное».


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), январь 2021 г.

Светлана Гришина, Елена Легчанова «45х75: Вологодский театр для детей и молодежи отметил двойной юбилей премьерой спектакля «Ностальгия по-настоящему»

   Премьерный спектакль «Ностальгия по настоящему» – новый режиссерский дебют Натальи Петровой-Рудой, много лет работающей хореографом-постановщиком: Наталья Леонидовна уже поставила на сцене ТЮЗа детский спектакль «Зайка-зазнайка», а нынешняя премьера – для нее первый опыт постановки «взрослого» спектакля.
   В спектакле театра «Старые песни о нас» Наталья Петрова-Рудая работала вместе с режиссером Ириной Зубжицкой. Эта музыкальная постановка уже почти четыре года с успехом идет на сцене ТЮЗа: здесь иносказательно рассказывается история становления любимого вологжанами театра, а главным действующим лицом наравне с героями является музыка 70-х и 80-х. Хиты советской эстрады не просто навевают воспоминания о молодости – для многих молодых зрителей, которые тоже любят спектакль, это просто любимые мелодии.
   «Я бы не назвала премьерный спектакль продолжением «Старых песен о нас», – говорит Наталья Петрова-Рудая. – В «Ностальгии по настоящему…» c ним многое перекликается, но персонажи здесь совершенно другие, и сама история другая». Сценарий написали актеры театра Василий Лимонов и Игорь Рудинский. «Стержнем» музыкального сюжета стало путешествие на поезде: совершенно разные люди встречаются в одном вагоне, у каждого из них свои воспоминания и мечты, которые так или иначе находят отклик у всех остальных, как это часто бывает среди попутчиков. «Наша жизнь удивительно похожа на путешествие на поезде, – размышляет режиссер. – В какой-то момент мы начинаем понимать, что на некоторые станции мы больше никогда не вернемся, а то, что раньше казалось черной полосой в жизни, сегодня оказывается самым ярким воспоминанием...».
   В спектакле звучат хиты 80-х и 90-х – у тех, кому сейчас за 40, с этими мелодиями многое связано. «Ласковый май», ламбада, внезапно ворвавшиеся в эфир зарубежные шлягеры, группа ДДТ и рождение русского рока – музыкальная палитра этого периода необычайно разнообразна, и создатели спектакля старались отразить это многообразие. Режиссер-постановщик вместе с заведующей музыкальной частью Ларисой Васильевой составили плей-лист, учитывая, кто будет исполнять ту или иную песню, а потом авторы сценария придумали историю для каждого из актеров.
   «Слыша знакомую музыку, зритель будет смотреть не только ту историю, которую мы ему предлагаем, но и находить ассоциации с собственной жизнью, – отмечает Наталья Петрова-Рудая. – Для кого-то 90-е – это рэкет, очереди и нехватка денег, а для кого-то – любовь, студенчество, начало работы. И нам очень хочется, чтобы каждый зритель увидел в этом спектакле свою собственную историю».
   Премьера спектакля «Ностальгия по настоящему» плавно перешла в праздничный вечер, посвященный двойному юбилею театра и его худрука. Поздравить ТЮЗ и Бориса Гранатова пришли представители власти, бизнеса, коллеги из других театров.
   Сам виновник торжества – режиссер Борис Гранатов – на праздничном вечере тоже выступил в неожиданном для зрителей амплуа: исполнил композицию Александра Розенбаума «Вальс-бостон», которой подпевал весь зал, и таким образом подтвердил статус ТЮЗа как «самого поющего вологодского театра».


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), январь 2021 г.

Интервью художественного руководителя Вологодского театра для детей и молодёжи народного артиста РФ Бориса Гранатова.

О новой постановке, репетиции которой начались в театре после новогодних каникул, рассказал cultinfo художественный руководитель Вологодского ТЮЗа народный артист России Борис Гранатов. Речь также зашла и о других планах театра, о том, как он преодолевает трудности, связанные с пандемией, и в какой творческой форме встречает очередной юбилей.
   Борис Александрович, спектакль «Старые песни о нас», поставленный в 2017 году, – один из самых любимых у зрителей. Именно поэтому театр решил снова обратиться к такому материалу?
   В первом спектакле рассказывалась – условно, конечно, – история создания нашего театра. ТЮЗ появился в Вологде в 1976 году, и на сцене звучат песни 70-х – 80-х. В этом году у театра юбилей, и мы решили поставить новый подобный спектакль. Но музыка в нем будет другая – песни и мелодии конца 80-х и самого начала 90-х. Время «перестройки».
   Режиссером-постановщиком спектакля 2017 года была Ирина Зубжицкая – главный режиссер Ивановского драматического театра, с которой мы давно сотрудничаем. Я начинал переговоры о постановке с ней, но у нее сейчас нет времени: накопилось много работы в своем театре. Над тем спектаклем вместе с ней работала Наталья Петрова-Рудая, наш хореограф и режиссер: она поставила у нас сказку «Зайка-зазнайка» и начала репетировать спектакль «Тот самый Мюнхгаузен». Поэтому спектакль-концерт я предложил сделать ей.
   Сценарий новых «Старых песен» написали актеры театра Василий Лимонов и Игорь Рудинский, оформят постановку художники Виктор Пушкин и Ольга Резниченко, а заведующая музыкальной частью Лариса Васильева уже вызывает актеров на вокальные репетиции.
   Сюжет раскрывать не хочется – должен же быть какой-то сюрприз для зрителя! Скажу только, что у нас в спектакле едет поезд – из прошлого в наши дни, «оттуда – сюда». Это будет музыкальный портрет времени, сквозь которое двигался и развивался наш театр. Как и в первом спектакле. Но если там была обыграна ситуация «Ревизора» (когда выпускников театрального вуза в Доме культуры ошибочно приняли за комиссию проверяющих), то здесь – полностью самостоятельная история. Это время перестройки, и в спектакле есть разные его приметы: и «вареные» джинсы, и новоявленные торгаши, и «Ласковый май», и ламбада…
   Чем, на ваш взгляд, объясняется сегодняшняя любовь к старой эстраде?
   Люди соскучились по хорошим мелодиям, хорошим текстам, хорошим песням. Мне кажется, мода на рэп пройдет, и вряд ли через 20 лет его будут слушать с такой же ностальгией. А мелодии хороших композиторов остаются в памяти навсегда. Причем они и молодежи нравятся. Мы же смотрим, кто приходит к нам на спектакль «Старые песни о нас»: очень много тех, кому 40 и больше, но много и молодых – слушают, аплодируют и радуются. Для них это не воспоминания о прекрасной юности, а просто хорошая музыка.
   Нашему театру исполняется 45 лет, и многие из нас хорошо помнят 80-е годы. Я пришел сюда работать в 1985-м, и у меня не осталось ощущения, что это было какое-то темное время, как сейчас принято вспоминать «перестройку» и «лихие 90-е»… Жили и весело, и радостно. Даже в конце 90-х, когда случился дефолт, и зарплаты не было вообще, мы выпускали хорошие спектакли. Я вспоминаю то время с удовольствием.
   Вернемся к предстоящему юбилею: в каком творческом состоянии театр подходит к своему 45-летию?
   В прекрасном! Последние несколько лет я редко провожу сборы труппы. Раньше они проходили регулярно: приходилось обсуждать и дисциплину, и профессиональное отношение к работе. Сейчас, когда мы собираемся, то говорим о наших творческих планах, и мне уже не приходится заставлять артистов заниматься вокалом, танцем и сценическим движением. Артисты прекрасно понимают, что если они не будут заниматься, они не споют и не станцуют. А музыкальных спектаклей у нас в репертуаре много. Первый мюзикл «Тринадцатая звезда» мы поставили еще в 1996 году, потом были и «Человек из Ламанчи», и «Гусарская баллада», и другие. «Алые паруса» идут на сцене уже 8 лет, «Старые песни о нас» – 3 года, и всегда с аншлагом. Залог успеха таких спектаклей в том, что все артисты находятся в хорошей творческой форме, все хотят работать. Конечно, это касается не только мюзиклов, но и других спектаклей, и самостоятельных внеплановых работ актеров, лучшие из которых включаются в репертуар.
   На злобу дня: ко многим ограничениям в связи с пандемией мы уже почти привыкли, но театру наверняка трудно примириться с ситуацией, когда зал можно заполнить лишь на четверть...
   Мы все очень устали от отмен спектаклей. У нас всё было отменено в апреле и мае, понемногу работать со зрителем мы начали только осенью. Спектакль «Тот самый Мюнхгаузен», которым должен был открываться сезон 2020–2021 годов, мы репетировали на сцене всего два дня – 27 и 28 марта, а потом пришлось делать это дистанционно. Из-за нехватки денег в связи с пандемией мы не успели сделать к нему декорации, и теперь его премьера перенесена на май этого года.
   Очень ждем разрешения заполнять зал больше, чем на 25%. Понимаю, что без ограничительных мер нельзя, хотя ведь в транспорте и супермаркетах плотность людей больше, чем в театре...
   Из-за того, что мы несколько месяцев не работали, катастрофически не хватает времени на репетиции новых спектаклей: мы давно не репетировали и не показывали многие спектакли текущего репертуара. Например, сейчас на февраль поставлен «Каменный властелин», который не шел с октября, и чтобы репетировать его, нам придется отменять репетиции «Старых песен – 2». Конечно, в сложившейся ситуации артисты стараются беречь себя, соблюдают все меры предосторожности: у нас небольшая труппа, и если заболел кто-то, занятый даже в небольшой роли, например, в «Алых парусах», то спектакль уже не сыграть.
   С какими еще проблемами театр столкнулся в «эпоху коронавируса» и как он их решает?
   Нам сократили бюджетное финансирование – пострадали и оплата коммунальных услуг, и новые постановки, и зарплата. А разрешенные 25% заполняемости зала не дают возможности заработать. Но мы репетируем, делаем декорации – одним словом, выкручиваемся, хотя приходится нелегко. По плану театр должен ставить 5 спектаклей в год, один из них финансируется из федерального бюджета по программе поддержки театров для детей и молодежи. На каждый спектакль нужно как минимум полтора месяца репетиционного времени, и любые обстоятельства, тормозящие процесс, ставят под угрозу своевременный выпуск премьеры.
   Огорчают и другие моменты, не связанные с коронавирусом. Сейчас мы отчитываемся цифрами: столько-то премьер, столько-то показов, столько-то зрителей, столько-то доходов. Но нельзя оценивать работу театра только цифрами. Пять лет назад департаментом культуры и туризма был профинансирован очень хороший проект – фестиваль «Итоги»: театральные критики из Москвы и Санкт-Петербурга отсматривали спектакли вологодских театров, а потом были обсуждения. Такой профессиональный взгляд со стороны необходим театру, чтобы творчески развиваться. Еще раньше у нас регулярно бывала Татьяна Шах-Азизова, московский театральный критик: она хорошо знала репертуар театра и могла судить о его развитии, а для нас было очень полезно выслушать и критические замечания, и положительные моменты. Сейчас такие проекты, к сожалению, не финансируются. Фестиваль премьер «ВОТ» по итогам предыдущего сезона прошел в 2019 году по инициативе Вологодского отделения СТД, но как традиция это не закрепилось.
   Что еще в ближайших планах театра?
   Премьера спектакля «Старые песни о нас – 2» должна состояться 16 апреля, «Тот самый Мюнхгаузен» – в конце мая. Этим летом планируется проведение фестиваля «Голоса истории» – там мы будем показывать «Варшавский набат», историю о последних днях жизни Януша Корчака. Мы готовили его к фестивалю еще в прошлом году, но из-за пандемии фестиваль не состоялся. Я думаю, что мы покажем его под открытым небом в Консисторском дворе Вологодского кремля. В июне режиссер из Санкт-Петербурга Евгений Зимин, который поставил у нас «Двенадцать стульев», начнет репетировать спектакль по пьесе Александра Николаевича Островского, скорее всего, «Женитьбу Бальзаминова». Я в это же время буду ставить современную молодежную пьесу (название пока не скажу – идут переговоры с автором), обе эти премьеры планируем на осень.
   Наш театр приглашен на три фестиваля. В мае или в июне в Санкт-Петербурге пройдет фестиваль спектаклей для детей «Арлекин», на котором мы несколько раз бывали. Туда приглашен спектакль «Настоящее неопределенное время». В сентябре в Барнауле ждут наш спектакль «Способный ученик», а в Ярославль на «Розов-Фест», фестиваль в честь драматурга Виктора Розова, пригласили спектакль «Как Зоя гусей кормила». Но мало быть приглашенным на фестиваль – надо еще найти средства, чтобы туда поехать. Если в прежние годы организаторы фестиваля оплачивали проживание, то сейчас всё за счет театров-участников. Зарабатываем мы сейчас минимум, и эти деньги уходят на декорации, костюмы и другие необходимые платежи. Поэтому ищем спонсоров!


WEB-портал «Культура в Вологодской области» информационных материалов (www.cultinfo.ru), от 19 октября 2020 г.

Светлана Гришина «Место действия – наша совесть»: на сцене Театра для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Варшавский набат».

   Спектакль по одноименной повести Вадима Коростылёва посвящен последним дням жизни Януша Корчака, знаменитого педагога, врача и общественного деятеля. Премьера изначально была запланирована на апрель – этой постановкой театр предполагал отметить 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Но, по известным причинам перенесенная на осень, премьера нисколько не потеряла в своей актуальности: ведь, как говорится в прологе к пьесе, время ее действия – Вторая мировая война, а место действия – наша совесть.
   «Это история о стойкости, верности долгу, истинной любви и противодействии человека античеловеческим обстоятельствам», – говорит режиссер спектакля народный артист России Борис Гранатов. Януш Корчак вошел в историю, став олицетворением самопожертвования, как учитель, пошедший на смерть ради того, чтобы до последней минуты оставаться вместе со своими воспитанниками, спасти которых он не мог. Свой след в педагогике он оставил как создатель собственной системы воспитания, основанной на уважении к личности ребенка и его праве прожить собственную жизнь. Воплощением этой системы стала его книга «Как любить ребенка». Ее название словно провоцирует возмутиться: зачем объяснять, как любить – лучше расскажите, как сделать послушным, здоровым, успешным, счастливым и пр. Но Корчак считал, что счастливый и гармоничный человек начинается именно с любви и уважения к маленькому ребенку.
   Эти принципы не были плодом умозрительной теории: жизненный опыт Корчака был достаточно суров и не оставлял места для иллюзий. Родившись в еврейской семье в Варшаве, он с детства чувствовал напряженное отношение к людям своей национальности. Когда Хенрику Гольдшмидту (таково было его настоящее имя) исполнилось 11, у его отца проявилась душевная болезнь. Полагают, что это повлияло на решение Корчака не создавать семью и не иметь детей – он боялся, что недуг может оказаться наследственным. Уже в юности он проявил свой учительский и писательский талант: чтобы заработать, занимался репетиторством и пробовал себя в литературе (в те поры и родился псевдоним Януш Корчак). Однако в качестве профессии он выбрал медицину и имел огромный врачебный опыт: как военный врач прошел три войны – Русско-японскую, Первую мировую и советско-польскую, а в мирное время вел обширную практику. В 1912 году он создает в Варшаве еврейский Дом сирот, воспитанниками которого становятся вчерашние беспризорники. Корчак становится широко известен как писатель и педагог, издает книги, ведет передачу на радио, делится с коллегами своим опытом и изучает чужой.
   Начало Второй мировой войны и оккупация Польши ставят еврейское население страны на грань жизни и смерти. Бывшие ученики, а потом участники Сопротивления не раз предлагают Корчаку уехать из страны и спастись из Варшавского гетто, но он всякий раз отвергает эти предложения, до последнего пытаясь спасти своих подопечных. Когда же надежды на то, что детям удастся избежать страшной участи, не осталось, Корчак и его соратники – коллеги по Дому сирот разделили их судьбу: все они погибли в газовой камере концлагеря Треблинка 6 августа 1942 года.
   Спектакль «Варшавский набат», главным действующим лицом которого является учитель, адресован зрителям от 14 лет. Чем эта история ценна для подростков? По мнению Бориса Гранатова, тем, что говорит о порядочности, соучастии, способности принимать чужое горе как свое собственное. Наверное, образ воспитателя, наставника не случайно вдохновил режиссера на создание этого спектакля: по первому образованию Борис Александрович – педагог. В 1969 году он закончил дефектологический факультет Киевского педагогического института, получив специальность сурдопедагога и дефектолога, после учебы работал в школе для глухих и слабослышащих детей в Киеве.
   В спектакле роль Януша Корчака играет Андрей Камендов: в его исполнении это интеллигент до мозга костей, человек порой чудаковатый, но имеющий крепкий внутренний стержень. Его убежденность в торжестве идей гуманизма не может поколебать ни война, ни ежедневная угроза гибели, ни прямое противостояние фашистам – безнадежное, но несгибаемое. На противоположном «полюсе» стоит оберштурмбанфюрер СС, которого играет Александр Лобанцев. Только задушив в себе голос совести, заставив себя видеть в еврейских детях не людей, а «человекоединицы», Конрад Вольф может исполнять и отдавать бесчеловечные приказы. Чудовищность таких представлений о мире подчеркивают образы подростков Млодека и Млады, созданные Василием Лимоновым и Викторией Чудовой: дети в любых обстоятельствах остаются детьми – познавая мир, они нуждаются в защите, заботе и любви. Учитель до последнего пытается оградить их от ужаса, предлагая увидеть в страшном смешное, и на сцене появляются клоуны, словно служащие воплощением добра и зла.
   Самым драматичным моментом действия становится последний разговор Корчака и Вольфа: эсэсовец подает учителю пропуск из концлагеря, а тот рвет его, отрезая себе путь к спасению. История о том, что некий немецкий офицер узнал в сопровождающем сирот человеке известного писателя и предложил ему свободу, широко известна. В спектакле же момент нравственного выбора заострен до предела: Корчака пытаются заставить «служить» нацистам, поставив свой авторитет врача и учителя на службу массовому убийству. Всё напряженное действие спектакля убеждает зрителя в том, что этот человек не мог выбрать для себя другого пути. «Это антифашистский спектакль, рассказ о тихом подвиге, о великой душе человека», – подчеркивает Борис Гранатов.


страница    2020-2021    2019    2018    2017    2016   2015   2014   2013   2012   2011   2010   2009   2008    2007    2003-2006    1998-2001    1991-1995